О графитном карандаше. История графитного карандаша началась в 16 веке, в Англии, в графстве Камберленд (Cumberland), в местечке Борроудейл (Borrowdale), там было найдено месторождение неизвестного минерала, походившего и на уголь и на свинец. Минерал не горел и не плавился, зато оказалось, что он оставляет чёткие тёмные следы и поначалу его использовали, что бы метить овец. Со временем из графита стали изготавливать заострённые на конце палочки, их обматывали бечёвкой, заворачивали в бумагу, зажимали между плоскими кусочками дерева, графитные палочки были очень мягкими, легко ломались и очень пачкали руки. Писать ими было неудобно, их использовали только для рисунка, но и здесь они были недостаточно хороши, графит легко стирался с бумаги. Графит называли чёрным свинцом (Black lead) или плюмбаго (plumbago) до тех пор пока шведский химик Карл Вильгельм Шееле (Carl Wilhelm Scheele) в 1779 году не доказал, это минерал, состоящий из углерода, а десятью годами позже, в 1789 году, немецкий геолог, создатель диагностической минералогии и разработчик современной классификации минералов Абраам Готлоб Вернер (Abraham Gottlob Werner) дал ему название графит от греческого γραφω, пишу. Историки полагают, что впервые графитный стержень был соединён с деревянным корпусом с помощью клея в начале 17 века столяром из Кесвика, Англия, сейчас в Кесвике находится музей карандаша Derwent Pencil Museum, созданный компанией Дервент. 1683 - год первого упоминания деревянного карандаша в документах. С 1719 года в Германии в Штайне под Нюрнбергом началось производство графитных карандашей, там же в 1758 году поселился и основал мастерскую Каспар Фабер. История фирмы Faber-Castell начинается в 1761 году в столярной мастерской Каспара Фабера. Уже тогда в качестве стержня использовался не чистый графит, а смесь графитной пыли, серы и клея, что очень удешевляло продукт, но и снижало качество. В конце 1793 года английский парламент вводит запрет на вывоз графита, в связи с истощением борроудейлского месторождения, а так же использованием графита в стратегических целях, например, он использовался в производстве тиглей для литья пушечных ядер. К тому времени на континенте тоже были обнаружены несколько месторождений графита, качеством ниже, чем английское. Современный графитный карандаш обязан своим происхождением французскому изобретателю, химику, инженеру и живописцу Николя-Жаку Конте (Nicolas-Jacques Conté), разработавшему собственную рецептуру высококачественных графитных стержней и градацию твёрдости на основе изменения пропорций компонентов. Наконец графитный карандаш стал прочным и его адгезионные свойства многократно возросли. В 1795 году Конте запатентовал своё изобретение. В 1798 году, почти одновременно с Конте, Йозеф Хардмут (Josef Hardtmuth) в Австрии разработал свой состав графитового стержня и превратил небольшое производство карандашей, работавшее в Вене с 1790 года, в знаменитую фирму «Koh-i-Noor Hardtmuth». Его внук Фридрих фон Хардмут усовершенствовал рецептуру и уже в 1889 году компания смогла производить стержни с 17 различными степенями жесткости. В России выпуск деревянных карандашей организовал Михайло Васильевич Ломоносов, он же ввёл в обиход понятие «гросс», которое и сейчас является мировой единицей измерения количества карандашей, равной 144 штукам. Именно такой, по подсчётам Ломоносова, должна была быть суточная производственная норма на одного мастера с подмастерьем. В 1851 году граф Лотар фон Фабер-Кастель разработал шестигранную форму корпуса карандаша, что позволяло карандашам не скатываться с наклонных поверхностей. Предположительно в начале 1900х британский производитель карандашей Брукман создал систему маркировки карандашей по степени твёрдости. Н (Hardness), B (Blackness), F (Fine Point). Этой системой мы пользуемся и сейчас. очень интересные материалы, посвященные графитному карандашу: https://www.fitzmuseum.cam.ac.uk/sites/default/files/Graphite.pdf https://kanzoboz.ru/article/chernografitnyie_karandashi_istoriya_i_sovremennost_proizvoditeli_i_stm/